История человека ставшего замечательным врачом и не ставшего замечательным бизнесменом.
Приведу вам одну поучительную историю о человеке с психотипом Исполнитель, который решил стать великим бизнесменом. Этот человек мой хороший друг и, что немаловажно, замечательный, высококвалифицированный врач. И стал он замечательным врачом как раз потому, что так и не смог стать замечательным бизнесменом. Я попросил его написать свою историю о том, как он в молодые годы открывал и развивал свое дело. Возможно, эта история кому-то поможет в жизни сделать правильный выбор.
Про мое предпринимательство.
В далеком 2002 году, когда у меня родилась вторая дочь, я стал искать себя. Хотя я этим занимался, наверное, всю свою жизнь. Меня всегда все не устраивало, мне всегда хотелось чего-то такого… Чего я не знал и сам, но знал, что мне нужно не то, что всем. Эти мысли, состояния всегда гнали меня вперед. К тому времени у меня было двое детей, все вокруг твердили, что нужно думать про будущее. Вокруг меня все хорошо зарабатывали, например тесть или дядя жены. Я же работал фельдшером, моя жена медсестрой анестезисткой. Больших проблем со средствами мы не испытывали. В институте, в группе у одного парня был очень богатый отчим, и парень постоянно хвастал, что его будущая работа уже почти определена, что он будет чуть ли не в своей клинике работать.
Так вот я решил, что институт – это хорошо, но денег он мне не даст и поэтому я должен создать что-то свое, я должен обеспечить будущее своим детям (я тогда был уверен, что мне нужны деньги). Поэтому у меня постепенно стало формироваться понимание, что нужно открывать свое дело. Быстрее всего, что я подсознательно, очень глубоко внутри ощущал, что это неправильно (это я понимаю сейчас), т.к. тогда я придумал отговорку для окружающих, чтобы обосновать почему иду в бизнес. Я всем говорил, что я открою аптеку, это и бизнес и связано с медициной, вроде как и институт не зря закончил. Но в действительности для окружающих не требовалось никаких объяснений. Единственный, кто как-то сомневался, это была моя мама. Она считала, что мне нужна только медицина и никуда лезть не нужно, что деньги – это не главное.
В качестве финансиста, спонсора, я избрал дядю жены. Я с каждым днем все больше и больше погружался в ощущение того как это должно быть, как я буду работать. Это должно было быть что-то большое, масштабное. Я должен был стать крутым директором. Сейчас пишу и понимаю, что похоже пытался сделать подмену. Я не мог найти того, что имею сегодня, но при этом понимал, что чего-то хочу. Сам себе я говорил, что мне нужны деньги, много денег, что я все это затеваю ради денег. Но все мои действия при этом никак не были направлены на зарабатывание денег. У меня под носом все кто мог крали деньги, а я ничего не видел, так хуже всего то, что я себе ничего и не украл, вообще ничего.
Так вот, когда я загорелся этой идеей, когда полностью сформировал для себя понимание зачем мне это надо, что я ожидаю потом, нашел полную поддержку окружающих, я обратился к дяде. Я ему все рассказал, при этом я так горел, что он на следующий день сказал да. Мы организовали, прибыль делилась 70 на 30. Мне 70. (Сейчас пишу и понимаю, что я тогда совершенно не понимал куда буду тратить те деньги, что заработаю.) Параллельно я получил всеобщее внимание, я получил восхищение, мне все стали завидовать. Был момент, когда дядя хотел отказаться. Но у меня была такая огромная мотивация, что я тут же стал искать другого спонсора.
Нашел фирму, которая мне все открывала, решала вопросы. Нашел помещение. Оно требовало ремонта. Денег было в обрез и поэтому я стал делать ремонт своими силами, помогали мама и сестра. Я проводил на работе целые сутки. Приезжал домой только поздно ночью и уезжал рано утром. Меня интересовало все что связано с аптекой. Нанял сотрудников. И тут у меня появились первые проблемы. Оказалось, что адекватные главные бухгалтера и заведующие аптекой не хотели работать с таким директором. Да я молодой красивый…. Но после беседы со мной они говорили мне нет. Мы проводили собеседование с дядей, он со стороны слушал, так вот некоторые тогда говорили, что с ним бы они работали. Хотя он вставлял только по несколько фраз. Тогда я решил, что они дебилы и не понимают, что теряют…. Набрать пришлось кого придется, тех кто не мог оценить глубину своего директора или кого больше нигде не брали.
На этапе поиска помещения возникла очень серьезная проблема. Я нашел помещение и уже даже подписал договор аренды. По договору мне должны были передать ключи в течение 3 дней. За эти дни я случайно встретился с бывшим арендатором и он мне сказал, что помещение говно и мне его подсунули в 2 раза дороже чем снимал он. По телефону мне сказали, что ключи передадут на 4-й день и я согласился. А сам сказал юристам подготовить письмо на расторжение договора в связи с нарушением условий со стороны арендодателя. Арендодатель оказался мужиком опытным и стал мне угрожать. Кстати, от него я впервые услышал лесть в свой адрес и повелся тогда на нее (это еще на этапе заключения договора). Я впервые столкнулся с угрозами в свой адрес. Он мне звонил и днем и ночью. Пока я не сказал дяде и тот не объяснил, что сказать. Я назвал по телефону одну фамилию, для того чтобы тот понимал кто за мной стоит и звонки прекратились.
Впервые в жизни мне пришлось учиться выстраивать отношения с людьми. Когда был набран весь штат, то пришлось проводить собрания, руководить теми, кто старше меня в разы. И я начал делать ошибки. Я решил, что если относиться одинаково и к уборщице и к заведующей, то это покажет мою состоятельность… Но в действительности нельзя показать то, чего нет. У меня не было стержня, не было глубины, которая бы горела этим бизнесом. Вся моя мотивация строилась через эмоциональный план. Именно поэтому она была яркой, насыщенной и пустой.
Аптека начала работать. Программу купили недоделанную, которую писали на ходу, и мы были первыми на ком ее отрабатывали, это привело к огромнейшим проблемам. Площадь оказалась большой и тогда решено было открыть еще и магазин детского питания (мне говорили, что многова-то, но я ж горел…). Нужно сказать, что возле моей аптеки была рядом аптека и еще одна была в соседнем доме. Так же в соседнем доме был аналогичный магазин детского питания, а напротив крупный супермаркет. Но я тогда решил, что сделаю круче чем все остальные, я придумаю такое до чего еще никто не додумался. Но сейчас понимаю, что при этом я все пытался переложить на других. Кроме амбиций ничего не было.
В фирму я взял на работу и свою маму, и сестру, и жену. Сестра была зав отделом в аптеке, жена зав магазином. Жена считала, что она главный директор, сестра тоже считала, что она главная. Они с женой терпеть не могли друг друга еще до свадьбы, с первых дней как познакомились. Жена уже тогда не горела работать. В итоге на фирме сформировалось несколько лагерей, которые стали враждовать. Никто не мог открыто пожаловаться на мою жену и стала накапливаться неудовлетворенность в коллективе. Только мама мне докладывала про то, что происходит в коллективе.
Параллельно я еще продолжал учиться в институте. Я закончил 6-й курс, уже не сильно горя учебой. Предстояла еще интернатура. Но к тому времени уже была открыта аптека и я решил, что институт мне ни к чему. На него практически забил, стал постоянно уходить на больничный, благо было двое детей и я при каждом чихе вызывал врача и брал больничный. При этом и в аптеке я стал появляться редко. Ведь я ж уже директор. Есть деньги, машина. Можно отдыхать, расслабиться. К концу интернатуры я уже решил, что диплом не буду получать. И перестал туда ходить вообще. Тогда же стали посещать мысли о том, что в стране делать нечего.
В аптеке все вроде как-то шло. Когда аптека стала работать, мой интерес стал снижаться. Мне была интересна сама идея, иллюзия. Не нужна была реализация ее. Когда я ее достиг, то уже не знал что дальше…. Делать ремонт мне было знакомо, иллюзорная цель манила и давала силы, но работать директором, отвечать за все, изучать что-то мне не нравилось. Я приезжал на работу и не знал, что мне делать, у меня не было работы. Я мог починить кран, стол или еще что-то. Но как руководитель я был нулем. Я вообще не понимал куда лезу. Меня напрягали постоянные отчеты перед дядей, бухгалтерша (старая тупая тетка) поддержала меня в том, что дядя ко мне придирается, что зачем так часто проверять. И мы ему стали показывать левые отчеты. Она мне часто говорила о том, что я такой хороший директор, что никуда не лезу… Тогда еще совершенно не понимал сути этих слов, я вообще не знал, что в словах есть какая-то суть.
Сестра мне часто говорила, что в аптеке что-то не правильно. Она была в оппозиции ко мне. Неоднократно у нас происходили публичные стычки. Но все же ее отдел был самым преуспевающим. Стало не хватать оборотных средств. Я решил, что нужно дать рекламу, и из этого ничего толком не вышло. Потом я решил, что нужно открыть еще магазин. Нашел помещение, организовал магазин.
К моменту открытия магазина дела стали идти еще хуже, уже даже продавцы стали мне говорить, что что-то не так. Я на работе стал появляться еще реже. Стал делегировать полномочия))))))).
Для меня оказалось совершенно не интересным то, чем я занимался. Когда я открывал фирму, я смотрел на дядю, который сидит каждый вечер и каждый выходной в кресле с бумагами на улице и что-то там пишет. Потом он получает свои 30 тыс. дол. зарплаты, не считая других поступлений и все. И мне нужно было тоже самое. Я не хотел, чтобы меня нагружали, я не хотел сидеть в цифрах, изучать бух учет, изучать теорию экономики, развития бизнеса (тесть мне постоянно пытался дать почитать умные статьи). Тесть тоже внешне сильно не напрягался, у него тоже был стабильный доход в долларах и внешне он был свободен…. (он организовал фирму с миллионным оборотом с нуля, но директором там не захотел быть). Так же выяснилось, что я не хочу особо напрягаться вообще.
Дела на фирме все ухудшались. Появились звонки кредиторов. С работы стали чаще звонить и говорить что вас тут ждут то из налоговой, то пожарники, то поставщики (долги)… Постепенно слова типа «вы приедете?», перешли в слова «вы должны быть», «я не обязана с ними разговаривать…».
Открывшийся магазин не стал спасательным кругом, он тоже стал бездонной бочкой по выкачке денег.
Я стал опять искать выход и вышел на молочный завод, который выпускал детское питание, завод за 350 км от города. Я стал их официальным представителем. И должен был организовывать сбыт у нас в городе. Мне шел процент. Причем можно было реализовывать всю продукцию. Теперь я раз-два в неделю ездил еще и в другой город. Параллельно нашел еще завод по производству газировки и тоже стал их представителем. Казалось, что теперь все получится (сейчас понимаю, что можно было быть только представителем и вообще не вкладывать туда деньги). Но весь прикол в том, что мне по-прежнему было не интересно продавать. Сейчас я понимаю, что мне больше нравилось ехать в этот город, я в этот момент был свободен, не было рядом людей, никто от меня ничего не требовал, я был один. Приезжая на заводы, я ловил себя на мысли, что не понимаю зачем приехал, что я тут делаю. Я ночевал там и ехал обратно. Казалось бы, проехал 4-5 часов и ничего конкретного. Я приезжал, рассказывал, как будет все круто и все по-прежнему не шевелилось. Потом на заводе поменялся директор и от моих услуг отказались))))). На газировках директорша (прожженная баба) просто послала меня и все.
В институт я уже не появлялся. Все сдали экзамены по интернатуре и получили документы, я же туда не пошел… Это было в июне. А в конце сентября мне позвонили из института и сказали, что т.к. я по состоянию здоровья не смог сдать экзамен по интернатуре, то все такие же будут его сдавать в начале октября. Я немного удивился, но ничего не сказал. К экзамену ничего не готовил, нужны были и дневники и самоотчеты подписанные главврачом больницы по месту прохождения. Я решил, что если выгонят так зачем сейчас напрягаться, а если нужно взять то и так отвечу. Пришел на экзамен, сказал, что все самоотчеты уже сдал со всеми в больнице, меня приняли и без них. Нас было только 3, никто особо не спрашивал, всем поставили зачет и отпустили. Но нужно ж было еще получить документы основные в больнице, на которую я забивал весь год. Но и тут мне повезло. Начальник интернатуры и начальник отдела кадров враждовали. На время интернатуры нас оформляли в больницу как работников. Нач. кадров контролировала посещение. И она знала, что я не ходил. Она подготовила доки на мое отчисление, а нач. интернатуры на зло ей подала мои документы как болевшего во время экзамена. Когда я пришел к нач. отдела кадров и сказал, что мне нужна трудовая книжка для устройства работать по распределению врачом, она мне сказала, что без интернатуры меня никто не примет. Я ей показал, что уже сдал экзамен и у меня есть интернатура, она была в шоке и сказала подчиненной, чтобы та вынула из папки на подпись приказ о моем отчислении за не посещаемость. Если бы я пришел на день позже, то опоздал бы. Потом они нашли лист со списками тех кому засчитали интернатуру (нужен был лист со свободным местом внизу) и впечатали меня туда. От них же я и узнал, что все так сложилось из-за того, что они не разговаривали с начальником интернатуры. Зато у меня появился просвет. Фирма меня к тому времени уже не интересовала вообще, а даже стала раздражать. От каждого звонка я стал вздрагивать.
Встал вопрос о том, что необходимо срочно что-то решать. Сотрудники постепенно стали разбредаться на другие фирмы. Было принято решение делать банкротство.
И тут начался мой ад. Мне пришлось выучить бух учет, для того чтобы понять о чем мне говорит аудитор, пришлось самому и с помощью родственников делать документы которые не сделала бухгалтерша. По налогам оказались огромные долги. Перед поставщиками долги были просто нереальные. У меня иногда возникал вопрос, а как же вы давали товар, если мы вам должны больше чем даже теоретически можем продать за 2 года…. И таких было куча, особенно государственные предприятия. Когда стало понятно, что мы ничего перед поставщиками не сможем погасить, то некоторым предложили взять товаром. И умные это приняли и долг погасился, другие хотели деньги, грозили судом…. Они остались в пролете. В момент проведения банкротства есть возможность прикарманить очень много денег. Но меня это не интересовало. И я оказался в дураках. Бухгалтерша себе взяла и осталась чистенькой. По итогу все списали и сказали всем, что мы их прощаем. Сейчас я понимаю, что несмотря на всю сложность (моральную) этого процесса, я снова был при деле.
Процедуру банкротства конкретно взяла на себя сестра, жена в этом не участвовала вообще, она даже не интересовалась.
После этого мой бизнес закончился. Но мы все же решили, что нужно продолжать. Последний магазин оставили себе. Перерегистрировали на другое юр. лицо и все. Было решено, что теща станет мне помогать, а тесть будет все корректировать. Мама, сестра, жена дружно переехали в другой магазин. Фактически все то же переместили в новое место. С чего вдруг оно бы заработало. Буквально в течение месяца я постепенно все спихнул на тещу, тем более, что я уже ни где не числился в документах и вообще перестал участвовать в этом предприятии. Теща пыталась работать еще около года и тоже все закрыла.
Я же стал искать себя в медицине, но все не устраивало. И вот тесть предложил мне опять заняться с ним бизнесом. Я вроде как буду под его руководством. Организовывали фирму в столице. Мы с тестем теоретически должны были по одной неделе находиться в там и работать. К тому времени я уже горел переездом в другую страну, но только еще не знал, куда конкретно. Когда же я туда приехал, то понял, что обратно больше не вернусь. Я объяснил тестю, что должен обязательно быть в здесь постоянно, что без меня тут никак. Первое время я даже верил, что буду продавать запчасти, пытался их изучить… Но потом стал искать работу по диплому, понял, что от одного вида запчастей меня тошнит и никакого бизнеса мне не надо. Потом вдруг нашлась работа медицинского представителя, на которую я с радостью и устроился.
Вот и весь мой бизнес. ))))