Эволюция бизнеса в Украине. Часть 3

Эволюция бизнеса в Украине. Часть 3

Статья третья. Формирование ментального тела бизнеса.

2008 год – это опять год кризиса и год, когда закончилось формирования астрального тела и начинается формирование ментального тела бизнеса. Присмотритесь внимательно, именно во втором десятилетии 2000-х появилось огромное количество бизнес-тренингов, бизнес-школ, вышли на сцену непонятно откуда взявшиеся бизнес-гуру и разного рода коучи и бизнес-тренера. Это отклик на потребности бизнеса. Предприниматели начали понимать, что для выживания не достаточно эмоций и желаний. Серьезный бизнес не построишь только на своем видении и своих хочу–не хочу. Они начали понимать, что им катастрофически не хватает знаний, и рынок откликнулся. Тут же на запрос общества появляются те, кто этот запрос готов удовлетворить.

В целом бизнес становится более интеллектуальным. Потребительский рынок уже буквально перенасыщен товаром. В свою очередь потребитель становится более придирчивым и разборчивым в плане, что покупать и у кого покупать. Он уже начинает задаваться вопросами, скрупулёзно выбирать и конкретно канючить. Начинает требовать особого отношения к себе, начинает привыкать к более высокому уровню сервиса и жаждать достойного обслуживания.

Сформировались крупные предприятия – лидеры рынка, которые прочно заняли свои позиции. Еще вчера прочно стоявшие на ногах фирмы, которые строили бизнес исключительно на эмоциях, начинают постепенно покидать рынок. Многие мелкие предприниматели, для которых бизнес был игрой в хочу-не хочу, бурлил астральным возбуждением и нес поток хаотичных действий, покидают мир бизнеса и идут устраиваться на работу. Те, кто еще вчера был в эйфории от того, что прет, начинают понимать, что пруха иссякает. Надо что-то делать такое, чего раньше можно было не делать, и все было хорошо. Предприниматели начинают реально включать мозги и набирать знания. Такие понятия, как маркетинг, начинают облекаться осмысленностью. Появляются новые смысловые понятия, типа бренд, брендинг и ребрендинг, миссия и визия, стратегическое планирование, маркетинговые исследования, скрипты продаж, профессиональный менеджмент, ЦРМ диджитал, воронка продаж, лиды, точка контакта и захват клиента, кейсы, капитализация, и очень много других, о существовании которых в первом десятилетии двухтысячных мало кто задумывался.

Во втором десятилетии 2000-х много слабых предпринимателей покинуло рынок. Строить аматорский бизнес становится довольно тяжело. Многие предприниматели попадают в тупик и не знают, что делать и как. Деньги зарабатываются намного сложнее и медленнее, чем в первом десятилетии двухтысячных. Особенно после кризиса 2013-2014 года. После кризиса некоторым особенно продвинутым предпринимателям становится понятно, что в бизнесе рулит бизнес. Они начинают понимать, что теоритических знаний не достаточно. Они начинают набирать реальный опыт и нарабатывать интуицию, Они начинают думать, как бизнесмены, а не как аматоры, и стараются отстраивать бизнес с использованием профессиональных бизнес-основ и, как следствие, серьезно закреплять свои позиции на рынке. Да, таких меньшинство, на самом деле в общих масштабах их очень мало. Но их становится все больше, и они начнут вытеснять всех аматоров с рынка. Профессионализм начал добираться до малого бизнеса. Это очень большой этап, но начало положено. В следующем десятилетии профессионалы бизнеса будут все более активно вытеснять аматоров с рынка и очень многих вытеснят. Даже крупные компании, которые сейчас еще чувствуют себя уверенно, но их бизнес построен на аматорских началах, скоро начнут существенно сдавать свои позиции и если не смогут перестроится, их ждет либо банкротство, либо поглощение более сильными.

На третьей ступени в эпоху формирования ментального тела хорошо рулят профессионалы своего дела.

В 2018 году мы выходим на четвертую ступень – это ступень формирования бизнес-сознания и тут уже начинают рулить профессионалы бизнеса. Профессионалы своего дела, если не перестроятся, пойдут в наемные работники к бизнесменам.

Так или иначе, но мы в зоне перемен. Начинается эпоха формирования бизнес-сознания. Бизнес из аматорского начинает превращаться в профессиональный.

Статья написана в 2018 году.

About the Author:

Go to Top